» Друзья сайта |
|
|
Собо́р Пари́жской Богома́тери ( Нотр-Дам-де-ПариРеймсский соборШартрский собор
Амьенский собор
Буржский собор
Кёльнский соборУльмский собор
Кентерберийский собор
Вестминстерское аббатство
Солсберийский собор (Salisbury Cathedral)
Эксетерский собор или Кафедральный собор Апостола Петра в Эксетере
Линкольнский собор Девы Марии
Глостерский собор
Собор Святого Вита Katedrála svatého Víta
К середине 12 в. во Франции
зарождается новый стиль - готический, который затем распространился по
всей Европе; Италия попала в орбиту готического стиля в 30-е годы 14 в.,
другие страны - с 15 в. Термин "готика" возник от названия германского
племени готов и не имеет отношения к сути обозначаемого им явления. В
эпоху Возрождения все Средневековье было объявлено варварским, а
архитектура стрельчатой арки стала для критиков символом варварства.
В эпоху господства готического
стиля, и особенно в ранний его период, церковь оставалась ведущей силой в
обществе. Поэтому именно в церковной архитектуре время выразило себя
наиболее ярко. Готический собор высоко вздымается над крышами города,
являясь его архитектурным и духовным центром. В эту эпоху на арене
истории появилась новая сила, способная оспорить первенство церковной
власти. Феодализм слабел, королевская власть постепенно крепла; города
росли и процветали, получая привилегии от королей и герцогов в обмен на
обещанную поддержку в борьбе с другими правителями и знатью. Французская готика. Готическая
конструктивная система сформировалась на основе архитектурных
экспериментов норманнских мастеров в рамках романского стиля и опыта их
соседей из Иль-де-Франс. Если своды боковых нефов церкви Сент Этьен в
Кане повысить и облегчить, то с помощью такой более изящной и гибкой
конструкции можно перекрыть здание любой формы.
Применение нервюрных
сводов предполагало заимствование пучковых опор, характерных для
романской архитектуры, но без свойственной им массивности. В парижском
соборе Нотр-Дам пучковые опоры заменены круглыми колоннами. Но уже в церкви аббатства Сен-Дени под
Парижем к главной опоре приставлены четыре тонкие колоннки: та из них,
что находится в центральном нефе, продолжает линию поперечной нервюры
свода до самого пола. Общее направление развития готической архитектуры
можно охарактеризовать как все большее облегчение конструкции и все
бульшая устремленность ее ввысь. Чтобы становившиеся все более
тонкими стены могли нести тяжесть обширных сводов, была создана система
контрфорсов и аркбутанов. Помимо передачи горизонтального распора свода
эти висячие арки, или аркбутаны, могли противостоять давлению ветра на
высокую кровлю, возведенную над сводом. Нервюрный крестовый свод, опоры,
аркбутаны и контрфорсы позволили превратить готический собор в каркас из
камня, а почти всю поверхность наружных стен - в окно. Тонкие свинцовые
перемычки разделяли кусочки цветного стекла, из которых были составлены
помещенные в оконные рамы панно - витражи. Уже в церкви Сент Этьен в Кане в
оформлении ее западного фасада было отражено разделение интерьера на
главный и боковые нефы, а также по вертикали - на аркаду, галереи и
клересторию. Архитекторы готической эпохи восприняли эту композиционную
схему.
На плане готического
собора видна паутина линий, которые обозначают положение арок и нервюр,
соединяющих опоры и перекинутых от них к контрфорсам. В Шартрском соборе пространства главного и боковых
нефов, обходной галереи и капелл плавно перетекают одно в другое. Лишь
тонкая мембрана окон отделяет интерьер от внешнего мира. Благодаря
контрфорсам, висячим аркам, пинаклям и острым вертикалям шпилей собор
как бы взмывает ввысь. В интерьере церкви вертикали тонких колоннок
заставляют человека, скользящего по ним взглядом, поднимать глаза все
выше. Формирование готики пришлось на
вторую половину 12 в. В то время главный неф часто перекрывали
шестичастными нервюрными сводами, а между нижним ярусом аркад и верхним
ярусом клерестории находилось еще два яруса - галереи и трифории
(впоследствии, в эпоху высокой готики, будет принята трехчастная схема).
К первой половине 13 в. композиционную схему готической церкви можно
считать сформировавшейся. В самой Франции на продолжении 14 в.
было создано немного архитектурных произведений прежде всего из-за
Столетней войны с Англией, которая велась на французской территории. В
15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап,
получивший название "пламенеющей готики": своды становятся очень
сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок
пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже
панели стен. Церковь Сен Маклу в Руане демонстрирует высочайший
художественный уровень и техническую виртуозность. По-видимому,
работавшие там мастера оказались под влиянием характерного для Англии
декоративного направления. В пользу этого говорит тот факт, что
произведения в стиле пламенеющей готики чаще встречаются в Нормандии,
которая в эпоху Столетней войны входила в состав английского
королевства.
Английская готика.
Сформировавшись во Франции, готика пришла в другие страны. В Англии
главный неф собора эже, чем во Франции, и нередко длиннее; два
трансепта, один посредине и другой ближе к восточной части церкви
образуют в плане форму "архиепископского креста"; полукруглой апсиде с
полукруговым обходом хора и радиально расходящимся от него венцом капелл
англичане предпочли прямоугольное завершение восточного окончания
храма. Если в Амьене своды достигают 42 м, а в Бове 48 м, то большинство
английских сводов - не выше 24 м. Утолщенные, как в романских зданиях,
стены, композиция с подчеркнутыми горизонтальными членениями, тоже
характерная для романской архитектуры, сохранялись в Англии долгое время
после их исчезновения во Франции. Многие английские соборы были
монастырскими, но даже те, что не входили в состав монастырей, сохраняли
в своем облике черты монастырской архитектуры, например примыкающий к
собору замкнутый двор, или клуатр. Часто главный вход в собор
устраивался со стороны одного из боковых нефов, а не с западной стороны.
В связи с относительно небольшой высотой сводов, возвышавшихся над
сравнительно узкими нефами, и достаточно большой толщиной стен не
возникало необходимости в использовании контрфорсов и аркбутанов. В развитии английской готики можно
условно выделить три периода. На последние десятилетия 13 в. и самое
начало 14 в. приходится период ранней готики. Этот стиль ближе к
французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды;
исключение составляет собор в Кентербери, где они шестичастные. Пучковые
опоры повторяют французские образцы, чуть позднее на западе Англии
появляются опоры сложной формы. Декоративных элементов немного. Узким
окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система
декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода.
Вестминстерское аббатство - "самое французское" из английских зданий,
самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов, что не
удивительно, так как его главным заказчиком был король Генрих III,
известный франкофил.
В 14 в. зарождается
т.н. украшенная готика. Как следует из ее названия, декоративность
приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в
Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями
вырастает огромный цветок. Столбы окружены пучком колоннок по всему
периметру. Самая удивительная метаморфоза происходит с окнами, ширина
которых увеличивается настолько, что становится необходимым наличие
декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала
завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот
рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент.
В 15 в. на смену "украшенной готике"
приходит "перпендикулярная готика". Это название связано с
преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В
соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие
раскрытого веера, - такой свод и называют веерным. Перпендикулярная
готика просуществовала до начала 16 в.
Готическая
архитектура в других странах. В Германию готика тоже пришла из Франции.
Некоторые соборы, например Кёльнский, очень напоминают французские. В поздний
период немецкие мастера сооружали над соборами ажурные каменные шпили. В
Германии в эту эпоху строили церкви с зальным внутренним пространством,
в которых боковые нефы равны по высоте главному.
В Испании с ее
ослепительным солнцем уменьшали поверхность, предназначавшуюся для
остекления, и несколько увеличивали толщину стен, чтобы сделать
внутреннее пространство прохладным и тенистым. В Испании в готическом
стиле создавали также алтарные преграды, или "коро", отделявшие хор от
основного пространства церкви. В Италии готики
почти не было. Здесь всегда царил дух классики, который требовал
уменьшить кривизну стрельчатых арок и разбить уходящие вверх, к сводам,
опоры на части, соразмерные человеческой фигуре. Кафедральный собор в
Сиене сохранил первый в Италии великолепный готический фасад; некоторые
из церквей, основанных монахами цистерцианского ордена, в том числе в
Сан Гальяно близ Сиены, явно следуют бургундскому варианту готического
стиля. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции имеет роскошный главный
фасад со стрельчатыми арками, "розой", готическими статуями, а также
типичной для Тосканы полихромной мраморной инкрустацией. Миланский собор
с лесом пинаклей,
контрфорсов и аркбутанов и каменным кружевом окон является "наиболее
готическим" из итальянских храмов. Светские сооружения эпохи готики.
Города, становившиеся все более богатыми и влиятельными, нуждались в
оборонительных стенах. В Каркассоне стены с башнями, поставленными через
одинаковые интервалы, следуют рельефу местности. Зубцы, венчающие
стены, служили прикрытием для лучников и арбалетчиков. В такой системе
укреплений особенности ландшафта были учтены при организации обороны, но
никто не стремился придать стенам живописность. Там, где земля была
ровной, как в замке Эг Морт в Провансе, план укреплений представляет
собой квадрат, башни симметричны, и только главная цитадель, донжон,
расположенная в углу, ничем не уравновешена в общей композиции. В городах, под
защитой мощных стен, сооружались здания ремесленных корпораций - цехов.
Грандиозность Палаты суконщиков в бельгийском Ипре свидетельствует о
богатстве этого ремесленного цеха. Архитектурные элементы и формы
постройки характерны для 13 в. Здание Палаты гильдии мясников в
Гильдесгейме построено так, что каждый из его этажей немного выступает
над предыдущим. В Венеции сформировался собственный
вариант готического стиля, нашедший выражение в архитектуре Дворца
дожей. Стены верхних этажей, покрытые ромбовидным орнаментом из
золотистого и розового кирпича, покоятся на двух рядах арок. Вне городских стен строили замки и
поместья. Замок Бодием в Англии имеет тонкие стены и симметричные башни;
для защиты от нападений он окружен рвом. Покои замка устроены вокруг
внутреннего двора. На эту сторону выходят большие окна. За каждым из
помещений были закреплены специальные функции. Большой зал,
расположенный с противоположной стороны от главного входа, по-прежнему
оставался центром дома, здесь обедали и принимали гостей, к залу
примыкали кухня и кладовые, спальня хозяина замка и будуар его жены.
Рядом с личными покоями была устроена часовня. Напротив через двор
размещались комнаты слуг, склады и конюшни, поскольку замок имел
собственное хозяйство. Резиденции знати постепенно
утрачивали облик замков. После утверждения на английском троне династии
Тюдоров в 1485 на смену феодальной раздробленности пришло
государственное единство. Комтон Уайнйетс, построенный ок. 1525, уже не
нуждался в укреплениях, хотя был, по-видимому, окружен рвом и стеной с
зубцами, игравшими чисто декоративную роль. Здание полностью
приспособлено к условиям мирной жизни: большие окна выходят не только во
внутренний двор, но и прорезают внешние стены. Окна имеют остекление,
так что внутри достаточно света. В каждом жилом помещении - камин. |
|
|
Мини Профиль |
Гость
Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|